С прошедшей недели столбик термометра в Беларуси резко понизился. Перед работодателями встал вопрос отопления помещений и создания для своих работников подобающих условий труда. Рассказываем, какие условия считаются подходящими в холодное время года и куда обращаться, если на вашем рабочем месте слишком холодно.
Какая должна быть температура на рабочем месте
норматив по микроклиматическим показателям в помещениях в холодное время года зависит от того, чем именно занимаются работники:
- группа Iа – сидячая работа с незначительными физическими нагрузками (например, офисный работник) – 22-24°C;
- группа Iб – более подвижная работа, связанная с некоторыми физическими нагрузками (например, медицинская сестра) – 21-23°C;
- группа IIа – работа, требующая постоянной ходьбы, определенной физической нагрузки и перемещений предметов весом до 1 килограмма стоя или сидя (например, проводники в поездах) – 19-21°C;
- группа IIб – умеренные физические нагрузки и перемещение тяжестей до 10 килограмм (например, строители) – 17-19°C;
- группа III – постоянное перетаскивание тяжестей и значительные физические усилия (например, грузчики) – 16-18°C.
Документ определяет оптимальную температуру в кабинах автомобилей. Внутри легковушки воздух должен быть прогрет минимум до 20-23 градусов тепла, а в грузовике или автобусе – до 18-20 градусов выше ноля.
Что обязан делать работодатель
В первую очередь, конечно же, создать здоровые и безопасные условия труда.
– На одном из проверенных предприятий, ввиду того, что административное здание старое и его теплоизоляция желает лучшего, включение отопления на полную мощность привело бы к тому, что отапливалась бы улица, а не здание. Поэтому наниматель каждому работнику выдал электрообогреватели, – рассказывает главный технический инспектор труда Совета ФПБ Павел Манько. – В итоге, на рабочем месте поддерживается комфортная температура.
Бывают случаи, когда отапливать помещение есть желание, но нет возможности.
В соответствии с пунктом 12 СанПиН №33 «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях» в помещениях, где допустимые значения температуры невозможно установить из-за особенностей производства или экономически обоснованной нецелесообразности, микроклиматические условия должны рассматриваться как вредные и опасные. В таких случаях нанимателю следует использовать меры защиты работников: кондиционирование воздуха, применение средств индивидуальной защиты, создание помещений для отдыха и обогрева, а также регламентировать время работы во вредных условиях труда.
В соответствии со статьей 29 «Дополнительные специальные перерывы. Режим работы при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работникам, которые находятся на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года, наряду с перерывом для отдыха и питания работодатель должен предоставить дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Температура в таких помещениях не должна опускаться ниже 22°C, в комнатах для женской гигиены – ниже 23°С. Стоит помнить, что такие перерывы включаются в рабочее время и предоставляются на ряду с перерывом на обед, а не вместо него. При этом сами работники должны использовать эти перерывы именно для обогрева и отдыха, а не по своему усмотрению (например, отлучиться с работы). Работодатель обязан ознакомить работника с графиком этих перерывов под роспись.
Куда обращаться, если слишком холодно
В первую очередь – к своему непосредственному руководителю или в профсоюзный комитет, техническую инспекцию труда отраслевого профсоюза 80292533371